Крупнейший фотофестиваль Германии в четвертый раз проходит на территории трех небольших городов земли Баден-Вюртемберг: Мангейм-Гейдельберг-Людвигсхафен. Кураторы фестиваля – Катерина Грегос/Katerina Gregos и Сольвей Овесен/Solvej Ovesen, несмотря на молодость, дамы весьма опытные в организации подобного рода мероприятий (первая является куратором датского павильона Венецианской биеннале-2011 и членом кураторской группы известнейшего фестиваля современного искусства “Манифеста”, вторая – куратором квадриеннале в Копенгагене и биеннале в Веркляйтце). Фотофестиваль в Мангейме также имеет форму биеннале, каждые два года приглашая для проведения различных международных кураторов (в прошлые годы в их числе был Кристоф Таннерт, директор Kunsthalle Bethanien в Берлине, знакомый российским фотографам в качестве одного из экспертов международного портфолио-ревю в Москве). Приглашенные кураторы предлагают собственную тему – в прошлые годы темами фотофестиваля становились “Перекрестки реальности” /Reality Crossings, “Современная американская фотография”/Contemporary American Photography, “Искусство быть немцем”/The Art of Being German и др. В этом году тема сформулирована как “Глаз – одинокий охотник: изображения человечества” /”The eye is a lonely hunter: images of humankind”. Представленные проекты, в основном, относятся к современной документалистике (уже привычно нередко пересекающейся с арт-фотографией), и объединены, как подчеркивают организаторы, гуманистической направленностью.
Фестиваль состоит из нескольких основных частей – “Экологические схемы”, “Роль и ритуал”, “Жизненные циклы”, “Практики повседневной жизни”, “Политический аффект и эффект” и ряд персональных выставок известных фотографов (например, сильнейшая ретроспектива работ фотографа из Южной Африки Роджера Баллена).
Экспозиция “Роль и ритуал” – центральная площадка фестиваля, расположенная в кунстхалле в Мангейме, объединяет несколько проектов, посвященных изучению фотографами исчезающих ритуалов локальных культур, и отсылает к идеям постколониального дискурса.
Постколониализм – одно из важнейших течений в современном искусстве, рефлексирующее последствия экономической, политической, и, прежде всего, культурной зависимости “незападного мира” от “западных” образцов и прототипов. По сути, это искусство, создаваемое художниками – выходцами из стран, бывших порабощенными государствами-колонизаторами. Постколониализм занимается исследованием культурных идентичностей в колонизированных обществах, а также проблемами сохранения национальной культуры, взаимовлияния культур колоний и метрополий (колонизирующих стран), исследует противостояние Востока и Запада в контексте глобализации и политических конфликтов (существует мнение, что в России место постколониализма в искусстве занял “посткоммунизм” – критика и рефлексия коммунистического гнета).
Ритуал играет важнейшую роль в локальных традиционных культурах и не перестает быть объектом пристального внимания для документалиста. Например, в своем мультимедийном проекте “Давшие клятву девственности”/”Sworn Virgins” фотограф Йохан Спаннер/Johan Spanner исследует феномен албанских женщин, добровольно отказавшихся от собственной женской сущности. Девочки из семей патриархальной Северной Албании, после смерти отца, в случае отсутствия в семье сыновей, порой вынуждены были сами “превращаться” в мужчин. Давая клятву девственности, они начинали носить мужскую одежду, коротко стричься и выполнять мужские обязанности по хозяйству (а также автоматически получали все мужские права в обществе гендерного неравноправия). В Северной Албании сегодня осталось менее 40 таких женщин – и большинство из них уже пожилого возраста. Фотограф, работая в жанре “Портрет-интервью”, соединяя видео, фотографии и текст, репрезентирует этот удивительный и трагичный обычай, не позволяя ему исчезнуть в забвении.
Глаз, вооруженный линзой, здесь действительно становится “одиноким охотником” – это глаз фотографа-антрополога, охотящегося за визуальным отображением сущности уникального ритуала. Правда, все же бесстрастный антрополог здесь чаще превращается в эмоционального художника, не просто фиксируя, но и переосмысляя, позволяя себе внедряться в реальность и давать собственный комментарий к происходящему (а ведь тем и отличается искусство от науки?). Например, в своей серии Karachi фотограф из Пакистана Бани Абиди/Bani Abidi, сняла разнонациональных людей за их домашними занятиями-ритуалами в одно и то же время, переместив их для съемки в публичное пространство (на пустынную городскую дорогу), тем самым перенося их из индивидуального пространства в коллективное. Даже подача проекта (серия лайтбоксов) отсылает к языку уличной рекламы, выводя частное в сферу публичного и доступного всеобщему обозрению.
Площадка под общим названием “Экологические схемы” практически полностью посвящена такому популярному фотографическому направлению, как “Man altered landscape” (пейзаж, измененный человеком). Романтическая эпоха девственного и героического пейзажа, представлявшего собой объект восхищения, давно окончена. Репрезентация пейзажа, как ландшафта, трансформированного человеком (берущая свои истоки в известной американской выставке 1975 года “New Topographics”) давно стала классическим жанром для современной фотографии. Экологические проблемы, истощение ресурсов, нарушение функционирования экосистем, глобальное потепление и рост городов – вот что “вдохновляет” современных пейзажистов. Один из известнейших классиков этого направления – канадец Эдвард Буртынски/Edward Burtynsky, известный своим мастерством делать фотографии экологических катастроф “ужасающе прекрасными” и от того воздействующими на зрителя совсем по-иному, обращается в рамках фестиваля к проблеме урбанизации и универсализации. Сотни молодых китайских рабочих, обедающих в своей огромной производственной столовой, пугают своей бесконечной одинаковостью – и визуализируют проблему перенаселения городов и обеднения сельских семей, вынужденных отправлять своих детей работать на фабрики и заводы в города.
Серия немецкого фотографа Олафа Отто Бекера/Olaf Otto Becker, в тонкой живописной манере представляющая таяние ледников в Гренландии, еще раз подтверждает известный тезис о том, что прекрасная форма остается зрителю в утешение за ужасное содержание – и действительно, такая фотография действует не меньше (а, может быть, и гораздо больше поражает своим “двойным дном”), чем просто снимок, достоверно и профессионально документирующий бедствие.
Часть фестиваля, посвященная международным социально-политическим проблемам, под названием “Политический аффект и эффект” объединяет ряд проектов, анализирующих властный дискурс. В экспозиционном зале представлены, среди прочего, классически снятые репортажи о волнениях в Кении, известная серия портретов фотографа Троя Вебба/Troy Webb о людях, посаженных в тюрьму за преступления, которых они не совершали, и постановочный проект “Современная жизнь и война”/Today’s life and war, снятый молодой женщиной-фотографом из Ирана Гохар Дашти/Gohar Dashti – грустно-ироничный комментарий к затяжному военному конфликту в ее родной стране и его “внедрению” в саму ткань повседневной жизни.
Уличная выставка-инсталляция Беат Стреули/Beat Streuli выполнена в виде 70-метровой конструкции из рекламных баннеров с фотографиями людей, снятых на улице врасплох. Стрит-фотография здесь снова помещается в свой изначальный контекст – на улицу, апроприируя язык традиционных рекламных биллбордов общества потребления. Кадры сняты фотографом в таких мегаполисах, как Сидней, Токио, Афины, Лондон, Нью-Йорк (а также на той самой площади Alterplatz в Мангейме, где и смонтирована уличная выставка). При этом тематика уличной экспозиции далека от рекламной -автора волнует тема феномена человека в огромном городе, где национальное и этническое теряется в обезличенном потоке толпы, превращая ее в “человеческий траффик”.
Площадки “Жизненные циклы” и “Практика повседневной жизни” посвящены обычной, “негероической” жизни людей – и ее основным знаковым моментам, таким как свадьбы, похороны, старение, взросление и пр.
На создание выставки “Практика повседневной жизни” кураторов вдохновило одноименное исследование французского социолога Мишеля де Серто, в котором он исследует способность человека индивидуализировать культуру, изменять и модифицировать вещи, чтобы сделать их “своими собственными”. Где находится грань между “нормальной” повседневностью и реальностью, привычной западному “универсализированному” взгляду? Выставка обращается к исследованию “рутинного” в различных странах и субкультурах, находящихся в разных частях света.
Постсоветский зритель найдет немало родных мотивов в проекте бразильского фотографа Чао Гуимареса/Cao Guimaraes, посвященном повседневной “реинкарнации” вещей (когда старым сломанным предметам их хозяином дается вторая жизнь с совсем иным функциональным назначением). Конструкция из соединенных металлического стула и детской ванночки в роли мангала или виниловая пластинка, служащая в качестве абажура, могли бы органично войти в коллекцию российского художника-собирателя советских самодельных вещей Владимира Архипова. Очевидно, что остроумно использовать вышедшие из употребления предметы в условиях дефицита умели не только в СССР.
В “Жизненных циклах” видеоинсталляция Кекена Эргуна/Koken Ergun с сюжетом о традиционном праздновании турецкой свадьбы соседствует с монументально представленными на стене любительскими снимками из японского семейного альбома, парой (самых нейтральных) работ из известного проекта Бориса Михайлова “Case History” о жизни социального дна, а также слайд-шоу и выставкой восходящей звезды японской фотографии Ринко Каваучи, известной своими тонкими лирическими сагами без четких конца и начала о старении, рождении, природном и культурном, состоящими из ее фирменных “пустот” и визуальных метафор.
Последняя площадка задумана кураторами в качестве эпилога ко всему фестивалю, оставляющему зрителю утешительную мысль о том, что даже в условиях мировых кризисов и глобальных проблем, повседневная жизнь с ее маленькими радостями-невзгодами продолжается и, кажется, ничто не сможет остановить привычный жизненный ход. Ведь повседневное, как известно, противостоит апокалиптическому.
Очевидно, что “проблемно-ориентированный” фотографический фестиваль (а фестиваль в Мангейме можно назвать таковым) не стремится в первую очередь поразить новыми художественными ходами и умопомрачительными концептуальными приемами авторов, как это происходит на других фестивалях (например, прошлогоднее фотобиеннале в Брайтоне, посвященное “новой документалистике” под кураторством Мартина Парра). Интеллектуальная работа с выстраиванием нарратива и контекста здесь не менее важна, чем репрезентация эффектного визуального материала. Но именно это и позволяет фотографии проявить свои важнейшие (хотя, и не самые популярные сегодня) способности: свидетельствовать, привлекать внимание к проблемным зонам, передавать мессидж и информацию, и (как бы это ни показалось наивным) пытаться сделать зрителя и мир чуть-чуть лучше.
Наталья Резник
“Old World” goes Cologne
February 11, 2024
Exhibition about old age in Neuhardenberg castle near Berlin
December 16, 2023
Uncharted Shores. Photography of the Post-Soviet Interim
March 15, 2023
New Book Release
November 25, 2022
“The Old World” at “IDENTITIES” photo festival
September 30, 2022
3X4=ORAIN photo book exhibition in Museum San Telmo
September 7, 2022
The Lonka Project in Berlin
February 14, 2021
Reverse Portfolio Walk at German Photographic Academy
November 28, 2020
“The Old World” is shortlisted for Vonovia award
October 18, 2020