Хороший пример небольшой, но достаточно крепко и профессионально собранной тематической выставки. Она не претендует на то, чтобы называться фотобиеннале, триеннале или еще как-нибудь, Боже упаси, однако здесь присутствуют все необходимые элементы (которые я критиковала в своем предыдущем посте на примере пермского фотобиеннале) – общая тема, решение ее разными авторами различными способами в разных сериях, грамотная развеска (!) и оформление (для каждого проекта или серии найдено свое экспозиционное решение), достаточное пространство в галерее (хотя она и весьма небольшая), для того, чтобы экспонатам хватало “воздуха” и пр. Выставка оставляет очень приятное впечатление, хотя маленький немецкий городок Фюрт, где она проходит, совсем не претендует на то, чтобы называться культурной столицей. Просто обычная cunstgalerie маленького городка, каких здесь много.
Понравился проект нюрнбергского фотографа Берндта Телле – скорее, уже не только фотография, а инсталляция из области современного искусства. Портреты маленьких азиатских попрошаек, заглядывающих в окна проезжающего авто. Прекрасная подача – и очень наглядный пример, как социальная фотография может существовать в пространстве галереи.
В кураторском тексте даются размышления на тему детства – детство как безоблачная идиллия это лишь представление взрослых и устаревший архетип. Современные фотографы подходят к теме детства более критично – и анализируют ребенка как “товар” в рекламной фотоиндустрии, размышляют о технологиях клонирования, работают с темами отчуждения, невинности и первых эротических желаний (когда заканчивается детство и начинается подростковый возраст?). Детство становится таким же амбивалентным этапом, как и другие периоды жизни.
Фотограф российского происхождения, живущая в Нью-Йорке Анна Складманн (кстати, участница ревю в Москве с этой серией) давно снимает портреты детей богатых людей проект Little Adults, балансирующий на грани коммерческой и рекламной фотографии и критического анализа этой самой фотографии “на заказ”, где дети, наряженные в дорогие марки, становятся “маленькими взрослыми” (и объектами потребления).
Еще одна из участниц выставки – тоже наша бывшая соотечественница Юлия Киссина (сейчас преподает фотографию в Карлсруэ в Германии).
Barbara Zurkova, Vadim Zurek (Prague)
Эти портреты мне понравились больше всего – и я даже купила каталог. Автор Goran Gnaudschun. Снятые на форматную камеру, потрясающе глубокий цвет и аллюзии к живописи в сочетании с чисто фотографическим языком (внимание к мелким дефектам кожи, фактуре и текстуре поверхности дает эффект полного присутствия) – прием уже ставший классическим в современной арт-фотографии, но он работает. Причем, конечно, нужно смотреть вживую – тогда эффект совершенно иной.
Кто владеет немецким – о выставке можно почитать здесь